Особая игра в психологии

5 минут в день для повышения самооценки ребенка: особая игра

А если есть реальная возможность возложить на себя роль организатора, то пренебрегать подобным шансом не стоит, отказ от полезной практики губителен для личностного роста. Пусть даже у вас отсутствует должный опыт, и вы будете допускать некоторые ошибки: тормозить или путаться. Не переживайте, это совсем не страшно, ведь все действия происходят в игровой форме, группа всегда постарается вас понять и поддержит в затруднительном положении.

5 минут в день для повышения самооценки ребенка: особая игра

Как превратить общение с ребенком в удовольствие. Как улучшить поведение ребенка

Маргарита Заворотняя психолог с 18-летним стажем, кандидат психологических наук

Vodolaz uvidel ogromnogo kita Особая игра в психологии
Водолаз увидел огромного кита. Но, приблизившись, он потерял дар речи
5 часов назад
Vkladchikam vernut vse Особая игра в психологии
Вкладчикам вернут все, что было на советских сберкнижках
9 часов назад

Особая игра — это игра по правилам ребенка, которые он устанавливает на пять минут в течение дня. Родитель (или родители по очереди — тогда время игры составит десять минут) присоединяются к игре по правилам ребенка и включаются в нее. Это способствует развитию более высокой самооценки малыша, развитию его способностей к творчеству и формированию лидерских способностей.

Как повысить самооценку

Игра дает особенно хороший результат, когда поведение ребенка начинает вызывать беспокойство. При помощи игры формируются отношения с ребенком на базе взаимопонимания и уважения, что позволяет избежать многих проблемных ситуаций.

Часто ребенок использует плохое поведение для привлечения внимания. Если дети не получают позитивного внимания от родителей, они будут бороться за их негативное внимание, лишь бы оно было. Особая игра — это сто процентов внимания родителей, направленных на собственное чадо. Она состоит из похвал, описаний и отражений и делает отношения родителей и ребенка более теплыми.

В особой игре родитель приблизительно воспроизводит деятельность ребенка, всегда на шаг отставая от него, при этом поддерживая фокус внимания на самом малыше.

Правила особой игры

  • Следуйте правилам игры, которые установил ребенок, позволяя ему руководить. Например, ребенок говорит: «Я строю башню». Вы отвечаете: «Я тоже строю башню», — показывая ребенку, что вовлечены в игру. Тем самым вы позволяете ребенку руководить и увеличиваете его склонность к способности имитировать вас.
  • Описывайте действия ребенка. Например, «ты строишь домик», «это зеленый шарик», «ты нарисовал солнышко». Ребенку это будет приятно, и он оценит, что вы тоже заинтересованы. Такое взаимопонимание организует мысли ребенка по поводу игры.
  • Отражайте речь ребенка. Такая методика особенно хорошо влияет на детей, которые страдают задержкой речевого развития. Ведь часто малыш двух-трех лет произносит слова неправильно, а взрослые, повторяя его слова, произносят их так, как нужно. Старайтесь воспроизводить слова с той же интонацией, что и ребенок, тогда это ему будет очень приятно. Например, ребенок говорит: «Кубик поставлю на. » — а взрослый продолжает: «Кубик поставлю на СТОЛ». Или: «У верблюда горбы наверху», — а взрослый произносит вслед за ним: «У верблюда два горба на спине». Так взрослый мягко меняет речевую конструкцию, произнесенную ребенком, на более правильную.
  • Старайтесь не давать указаний и не задавать вопросов. Взрослые задают детям слишком много вопросов, они хотят, чтобы дети поговорили с ними. К сожалению, множество вопросов обычно приводят к противоположному эффекту: ребенок начинает давать короткие и часто неинформативные ответы. Представьте, что вас постоянно о чем-то расспрашивают — немного напоминает допрос, не правда ли?
  • Игнорируйте нежелательное поведение. Игнорирование будет эффективно, если ребенок использует проблемное поведение для привлечения внимания.

Рассмотрим простой пример. Предположим, вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал есть сладкое. Как вы думаете, поможет ли, что вы повернетесь к нему спиной и будете игнорировать то, как он уминает конфеты? Конечно, нет. Он ест сладкое, потому что ему вкусно, а не потому что вы на него смотрите.

А если ребенок ноет и просит вас пойти в «Макдоналдс», поможет ли, если вы скажете: «У нас сегодня нет времени», — и выйдете из комнаты, игнорируя все дальнейшее нытье? Да, это может помочь. Ребенок никогда не будет сидеть один в комнате и ныть, будучи уверен, что его никто не слышит. Награда за нытье — это реакция родителей. Если вы постоянно будете лишать его этой реакции, когда он ноет, количество нытья должно существенно сократиться.

Читайте также:  Выпечка для детей рецепты домашнего приготовления

— Важно исключить из игры критику. Максимально удалите из общения с ребенком привычные реакции: приказы, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения и др. Критика понижает самооценку ребенка и делает ваше взаимодействие менее приятным. Избегайте выражений типа «нет, это неправильно», «не порть бумагу», «ужас что сделал» и др. Маленькие дети не умеют рассуждать критично и независимо. Их установки и убеждения в большей мере определяются тем, что им говорят взрослые, особенно родители. Если родитель говорит девочке дошкольного возраста, что она глупая, то она принимает это суждение как непреложную истину и встраивает его в восприятие самой себя без сомнений.

Дети, как и взрослые, не любят, когда им постоянно говорят, что делать и как делать. Детям сложно следовать за множеством указаний, которые исходят от родителей. Особая игра — это иной путь вашего общения со своим ребенком.

Играя с ребенком, не надо делать что-либо лучше, чем ваш кроха, ведь он может разочароваться в своем творении. Родители-перфекционисты или просто люди с высоким уровнем достижений имеют проблемы с имитацией. Некоторые забывают о цели имитации и, включаясь в игру, создают творения, достойные их способностей. Но довольно часто дети, видя, что родители делают что-то намного лучше их, больше не хотят этим заниматься. Помните, что в игре ребенок развивает свои творческие идеи, а не родительские.

Как улучшить поведение ребенка

Пример особой игры: каких ошибок избегать

Психолог предложил Саше и маме нарисовать дом, в котором они хотели бы жить. Вначале пятилетний Саша с большим рвением принялся за работу. Но случайно взглянув на рисунок матери и увидев, что он значительно лучше, расплакался. И после в категоричной форме отказался продолжать рисовать.

Чтобы ребенок научился самостоятельности, ему нужно создать атмосферу для творчества. Важно, чтобы родители не торопились с объяснениями и помощью. Малышу не надо все показывать. Он должен сам дойти до истины, а готовый алгоритм действий может ослабить интерес к творчеству. Только если ребенок просит взрослого о помощи, тогда тот с желанием и терпением может помочь.

Если ребенок по ходу игры настаивает на ответе, спрашивая постоянно: «Как мне это сделать? А вот это?» — нужно хотя бы два раза попытаться игнорировать его настойчивость словами: «Ты все-таки хочешь это узнать?». На третий раз можно (но нежелательно) сказать: «Мне бы больше понравилось сделать вот так!».

Чем хороша особая игра? В ней не нужно ничего сочинять и выдумывать. Необходимость постоянно думать о том, как играть на уровне развития ребенка, снимается. Это и помогает сделать ваши отношения с ребенком теплыми и доверительными.

Разбираемся с экспертом: что такое трансформационные игры и как они помогают добиваться целей

Создательница трансформационной игры «Гоа Сар», коуч, художник, автор системы архетипов «Колесо года» Наталья Лапидус рассказала, как, играя, можно определить свои потенциалы, построить стратегию реализации поставленных задач и радикально поменять жизнь.

Наталья Лапидус

Коуч, художник, автор трансформационной игры «Goah Sahr: тайная тропа» и системы архетипов «Колесо года»

Как и почему появились появились т-игры?

Темп современной жизни предполагает мультизадачность — человек не просто может, а должен перерабатывать большие объемы информации. Реальность такова: если ты сегодня что-то не потребил, уже завтра отстал от процесса. Такие условия создают «ментального», постоянно думающего человека. Фокус внимания сегодня находится в голове, а не в теле, как это было еще столетие назад, когда мы были плотно связаны с землей, а сельское хозяйство действительно имело жизненно важное значение.

Психология сегодня выполняет глубоко утилитарную функцию: работающие в этой сфере люди играют роль «дворников», избавляющих остальных от лишнего информационного шума и бесконечных историй, рождающихся в голове. И хотя у психологов есть масса инструментов, их оказалось недостаточно.

Трансформационные игры — как раз один из таких «новых» инструментов. Они позволяют людям расставить акценты и сложить все психоэмоциональные процессы в законченную конструкцию, имеющую начало, основную часть и концовку. В этом заключается их основной эффект.

osobaya igra psixologii 13632F Особая игра в психологии

Особенность трансформационных игр

Трансформационные игры построены на двух особенностях психического восприятия человека. Первая — структурность мышления, причинно-следственные связи. Именно поэтому основная задача игры — уложить в сознании человека историю, которую он готов принимать за свою. Это позволяет найти какой-то выход, применимый к реальной жизни.

Вторая важная особенность т-игр — знакомый способ (формат) восприятия. Именно через игру мы в детстве познаем мир. А это значит, в нашем сознании процесс игры ассоциируется с любопытством и увлекательностью.

Читайте также:  С чем можно есть тосты на завтрак

Согласитесь, большинство из вас с радостью согласится поиграть, но вряд ли испытает положительные эмоции, услышав термин «психическая диагностика». Именно этот детский «якорь» делает т-игры такими востребованными. Это очень легкий инструмент, позволяющий без стресса поднять «камни» нашего бессознательного.

Но эти особенности восприятия «работают» только если вы сами готовы включаться в процесс рассуждений, образов и метафор, взаимодействовать с другими участниками процесса и воспринимать информацию. И это очень легко понять по телесным реакциям и позам — расслабление способствует пониманию.

Форматы проведения т-игр

Т-игра предполагает базовые форматы общения: индивидуальный и групповой. Вне зависимости от формата в игре присутствует ведущий, владеющий методологией данной игры. На профессиональном языке их называют игропрактиками. Игропрактики не обязаны иметь психологическое образование, но умение находить подход к людям — всегда большое преимущество.

Zhenskie imena obladatelnicy Особая игра в психологии
Женские имена, обладательницы которых превращают жизнь мужчины в ад
6 часов назад
Vot i konec vsemu Особая игра в психологии
Вот и конец всему: судьба Галкина решена
7 часов назад

В индивидуальных играх вы играете наедине с ведущим. Это обеспечивает вам личный подход и интимность — не все готовы раскрываться перед другими людьми. В групповых играх принимает участие ведущий и группа (как правило, собирается до десяти человек).

Важной особенностью групповой игры является «живое» поле смыслов: все участники выносят на обсуждение те образы и вопросы, которыми готовые поделиться.

Такое поле создает возможность получить ответ более, чем на один запрос и само по себе оказывает глубокий терапевтический эффект. При этом у каждого участника есть возможность играть в пассивной позиции, наблюдая за игрой других и молча подбирая свои смыслы.

Любая игра может также проводиться в онлайн и оффлайн форматах. Результаты игр не зависят от формата проведения, однако вы можете выбрать удобный вам вариант. Онлайн-формат значительно увеличивает возможности участия, хотя и создает определенные ограничения: участникам предлагаются альтернативные полю, кубикам и картам решения.

Из каких элементов состоят т-игры?

Состав комплекта может отличаться, но чаще всего вы встретите: игровое поле, набор фишек, кубиков и карточек. Поле выступает в роли структуры, по которой двигается человек. Оно состоит из ячеек, каждой из которых присвоен номер и определенный смысл (значение или задание). Человек рандомно двигается по полю, собирая значимые для себя смыслы. Все поля разные и представляют собой уникальный авторский сценарий и дизайнерское решение.

Фишки в игре — это не только обозначение игрока, но и диагностика запроса. Именно поэтому они не назначаются, а выбираются игроками самостоятельно. Уже на основании того, какую форму и цвет выбрал для себя игрок, ведущий может сделать определенные выводы. И здесь важно понимать, что все в т-играх — метафора. А значит все, что вы способны увидеть или понять — это ваше. Остальное вам просто не нужно. Это важный момент в экологии т-игр.

Самый значимый инструмент игры — карточки. На них могут быть изображены различные образы. А человеку предлагается найти свое описание и применение этого образа к запросу.

Карты могут быть и более сложные: с образами и названиями, предлагающие человеку выбор, на что ориентироваться. Не менее часто применяются карточки исключительно с цитатами или вопросами. В любом случае задачей карт является обратить внимания человека на те зоны, которые ему недоступны, расширить личную историю.

Кубики в игре определяют количество шагов, которые игроку необходимо совершить, или показывают ячейку, на которую нужно встать. Кубики могут содержать не только цифры, но и знаки — игровые моменты. А могут полностью состоять из изображений.

Особые правила и дополнительные элементы игры. Это всегда элемент неожиданности: остановки, выход из игры, переходы, возвращение назад, использование особых ресурсов или подсказок, сценарии проведения, награды и достижения. Все это добавляет интерес и определенное «волшебство» в игру, а также удерживает внимание игрока на задаче.

Как проходят т-игры?

Т-игры всегда начинаются с презентации самой игры и запросов участников. После чего вас попросят выбрать фишку и занять стартовую позицию. Ходы совершаются по очереди каждым игроком. При этом отводится определенное время на общение игрока с ведущим по поводу обозначенного запроса.

В отдельных случаях вас могут попросить вытащить дополнительную карту, бросить специальные кубики или послушать обсуждение вашего запроса другими участниками. В момент, когда вы находите какое-то решение, вас оставляют его зафиксировать или дают дополнительное задание.

Читайте также:  Занятия на ткани в воздухе как называется

Таким образом вы проходите всю игру. Однако игра не всегда заканчивается в точке финиша. Очень часто т-игры длятся более двух часов, поэтому за игроками закреплено право выйти из игры в удобный и достаточный для них момент. И обозначение этой «достаточности» — тоже тренинговый момент. Он учит принимать решения.

Играть даже в одну игру можно по различным сценариям. Сценарии могут быть предусмотрены правилами игры или образовываться за счет того, что мы исследуем один вопрос в нескольких играх. Например, сначала работаем с талантами, затем — со страхами, позже — с действиями. Такие сценарии дают возможность игрокам очень широко рассмотреть ситуацию.

Хочется подчеркнуть, что т-игры не решат всех проблем за один час. Это тренинг, хотя в и очень удобной, комфортной форме. Именно вы регулируете формат его проведение и глубину, а более того — осуществление результатов в своей жизни.

Роль ведущего про процессе игры

Значимая роль в процессе игры принадлежит ведущему — игропрактику. Он обучен механике игры, понимает варианты развития игровых сценариев, владеет навыком чтения метафорических карт и кубиков, умеет выстраивать коммуникацию между участниками, нивелировать эмоциональные моменты и задавать открытые вопросы игрокам, приводящие их самих к решению. В заключении игры ведущий может пояснить вашу личную ситуацию и дать обратную связь по всей игре.

Можно ли играть без ведущего? Да, можно. Вы можете купить игру, разложить ее дома и получить ответы на собственные вопросы. Но в 90% случае они будут очевидными для вас и недостаточно широкими, чтобы найти выход. Объясняется это просто: вы будете мыслить из комфортной для себя зоны. Результат вас вряд ли удовлетворит.

Ведущий — внешний элемент по отношению к вам и вашей проблеме. Он не просто проводит по полю, связывая ходы между собой и задавая дополнительные вопросы, но и выступает в роли носителя вашего обещания решить задачу. Иными словами, после этого придется действовать!

Даже если вы на игре промолчали, это уже первый шаг к успеху. Вынося свою проблему из внутреннее пространства во внешнее, решить ее гораздо проще.

Я считаю, что сила игры зависит от компетенции ее автора, но в большей степени — от ведущего. Именно он передает философию игры, транслирует заложенные в нее смыслы и обладает достаточной широтой зрения, чтобы подобрать к вашим ассоциациям те вопросы и дополнения, которые помогут вывести ситуацию на качественно иной уровень. Поэтому мастера проходят курсы обучения каждой конкретной игре. Спрашивайте ведущих о сертификате!

Какие задачи решают т-игры?

Абсолютно разные! Среди авторов и игроков очень популярны те, которые позволяют проработать совершенно «земные» вопросы. Например, как похудеть, решить финансовые проблемы или завести отношения. Очень красиво разворачиваются игры с первоначальным тематическим запросом. Например, «Как осуществить мечты?». Или игры, посвященные вопросам самопознания. Они строятся на известных методах: астрология, языки, дизайна человека и т.д.

Немало, однако, и универсальных игр. В них можно зайти с любым запросом. При этом они проще по архитектуре, однако действительно качественные универсальные игры снабжены большим количеством игровых моментов. Иными словам обладают сложной игровой механикой и работают за счет неожиданных поворотов сценариев. Как правило, исключение во всех играх составляют вопросы здоровья и воли другого человека.

В игре важно не только понять сферу своего запроса (финансы, отношения, работа), но и поставить вопрос. Например, что мне мешает построить гармоничные отношения? Как мне найти работу своей мечты? Почему не получается заработать на покупку недвижимости?

Таким образом, в игре получится понять конкретные шаги по реализации или основания неудачи. И здесь важным моментом выступает самоощущение игроков: игра не должна заканчиваться опустошением или потерей смыслов. Игра — это легко, радостно и ресурсно. Именно по этим состояниям вы можете понять, что ваш запрос отправлен в «небесную канцелярию» и «принят на рассмотрение».

При написании статьи использовались следующие материалы:

https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B/

https://www.7ya.ru/article/5-minut-v-den-dlya-povysheniya-samoocenki-rebenka-osobaya-igra/

https://beautyhack.ru/telo/psihologiya/sovetuet-ekspert-chto-takoe-transformacionnye-igry-i-kak-oni-pomogayut-dobivatsya-svoih-celey

Detstva ne bylo Особая игра в психологии
Детства не было? Как живет самая красивая девочка в мире Настя Князева
9 часов назад
Te u kogo ostalis monety SSSR Особая игра в психологии
Те, у кого остались монеты СССР, могут стать миллионерами
9 часов назад

Вы находитесь на этой странице:

Читайте также